В лоб на этот вопрос, конечно, никто из производителей не отвечает. Коллеги из российского представительства Skoda Auto по-философски лаконично отметили, что «Цены будут расти, само собой».
— Повышение НДС — только один из факторов ценообразования, среди которых и валютный курс, и издержки производства, и цели по рентабельности. Изолированного влияния от повышения НДС не будет. Конечно, это один из факторов повышения, но оно вполне может быть скомпенсировано другими факторами.
Иными словами, удорожание будет точно, но его вполне можно и не заметить, если, условно, государство снова выкатит какую-нибудь льготную программу утилизации или поддержку многодетным семьям. Или если рубль укрепится до невиданных высот.
Волатильности рубля, кстати, стоит опасаться даже больше, чем повышения НДС, потому что от 30 до 70% комплектующих даже в авто российского производства до сих пор импортируемые.
Довольно распространенная пугалка, связанная с повышением НДС, заключается в том, что эти 2% будут набегать, как снежный ком, по всей цепочке — от поставщиков компонентов до конвейера и конечного покупателя, и на выходе мы получим как-то совсем шокирующий ценник.
— Цепочка может быть сколь угодно длинной — НДС накапливается по ней. В любом случае, автопродавцы заплатят лишние 2% по тем расходам, что связаны с материалами и энергией. В структуре себестоимости только труд не облагается НДС.
При этом итоговое удорожание все равно будет не таким драматичным, как может показаться. Александр Бредихин, СЕО «Лада-Сервис», подмечает, что «…Если исключить влияние двойного НДС на каком-то этапе ценообразования, то повышение ставки НДС на 2% увеличивает конечную розничную цену товара лишь на 1,7%».
Но даже эти «1,7%» заплатим мы с вами, конечные покупатели, — в придачу к стабильным «~ +1%», на которые производители индексируют цены каждый январь, и в придачу ко всем остальным издержкам, которые ни один аналитик в нашей стране не спрогнозирует.